Рецензия: «Исчезновение Элеанор Ригби» - Драма отношений 2-в-1
На фото: кадр из фильма «Исчезновение Элеанор Ригби»
«Исчезновение Элеанор Ригби: Они» — в таком виде до проката мирового и украинского добрался дебютный фильм Неда Бенсона, изначально задуманный как концептуальная дилогия об отношениях двух людей. Осенью на кинофестивале в Торонто были показаны оба фильма, вернее, части «Исчезновения Элеанор Ригби» с подзаголовками «Он» и «Она». В обеих рассказывалась одна и та же история отношений между Коннором (Джеймс МакЭвой) и Элеанор (Джессика Честейн), только с позиций каждого из них отдельно.
Такой эксперимент со стороны Бенсона высоко оценили кинокритики, но не прокатчики. Ставить два фильма в один сеанс на три с лишним часа невыгодно, выпускать их в прокат как самостоятельные картины — бессмысленно: теряется весь замысел автора, согласно которому полная история раскрывается зрителю только, когда он увидит версии. В итоге в США и в Украине остановились на компромиссе: пустить на большие экраны один двухчасовой фильм с подзаголовком «Они», якобы сочетающий в себе и мужскую, и женскую версии.
К чему все это длинное вступление? Для двух тезисов. Во-первых, по оценкам критики две части («Он» и «Она») в связке получились гораздо сильнее, глубже и яснее, чем прокатный вариант «Они». Во-вторых, новаторство концепции Бенсона вовсе и не новаторство.
В 1964 году во французский прокат в один день вышли сразу две картины: «Супружеская жизнь: точка зрения Франсуазы» и «Супружеская жизнь: точка зрения Жан-Марка». Обе картины франко-итало-немецкой копродукции снял Андре Кайат — один из позабытых режиссеров французской «новой волны», которого если и вспоминают сейчас, то как одного из сценаристов фильма «Буксиры» Жана Гремийона.
Использованный Кайатом прием — тот же самый, что у Бенсона: обе «Супружеские жизни» рассказывают о знакомстве, начале отношений, женитьбе и разрыве одной пары, но с точек зрения ее и его по отдельности. Причем сюжет и большинство сцен — совершенно одинаковы, но передают нюансы восприятия Франсуазы и Жан-Марка, порой парадоксально отображая, как по-разному любящие реагируют на одну и ту же ситуацию. Полная история этих отношений раскрывается только при просмотре обеих лент, которые издевательски обрываются открытым финалом, так что дальнейшую судьбу героев зрителю надо домыслить самостоятельно.
«Исчезновение Элеанор Ригби» — не просто повторяет сам прием сочетания мужского и женского взгляда, но и формально открытую концовку, хотя финальный кадр настойчиво намекает на то, что будет между героями дальше.
Увлечение Неда Бенсона французской «новой волной» прочитывается очень легко. В комнате Элеанор висит постер «Мужчины и женщины», а кадры, снятые на улице, цитируют «На последнем дыхании» Годара, как и полосатый свитер, и стрижка главной героини. Визуальная эстетика «новой волны» сочетается с ненавязчивыми штампами американского инди, будь то особые диалоги или модная, опять-таки, инди-музыка за кадром. В целом все это мило, и даже отлично, если сравнивать с американскими «мелодрамами с претензией» Дрэйка Доремуса или Дерека Сиенфрэнса.
Фильм Бенсона от уже упомянутых и от большинства мелодрам в принципе отличает почти триллер-подход к драматургии. В фильме «Исчезновение Элеанор Ригби: Они» главная интрига — что плохого произошло между героями — держится достаточно долго, каждая новая деталь истории выдается экономно. При этом давшие не трещину, но потерпевшие катастрофу отношения между героями почти не меняются на протяжении всего фильма — это всегда минор с разной степенью обреченности.
Во второй половине фильма, когда основная интрига раскрыта, Бенсону уже тяжело находить конфликты в истории, отчего он заставляет взрослых, опытных и разумных героев поступать неожиданно глупо. Точно так же Бенсон не смог удержаться от клише. Так, сестра главной героини, несмотря на немалый бэкграунд (развод, сын лет семи), неправдоподобно инфантильна в поведении, эмоциях и суждениях. Еще один шаблон, использованный, скорее, в угоду ханжам: мужчине позволено изменять и оставаться при этом положительным персонажем, женщине — нет, если что — она всегда простит.
В то же время в «Исчезновении Элеанор Ригби» намечены и другие темы, кроме отношений между двумя. Критика «поколения свободного выбора», которое не знает, чего хочет от жизни, конфликт между творческой и материнской реализацией женщины, отчуждение между родителями и детьми в семьях интеллектуалов. Темы эти намечены, но не раскрыты — вину тому, пожалуй, следует искать именно в ограниченности по времени прокатной версии «Они». Да и некоторые сюжетные недосказанности, по-видимому, исчезают при просмотре полной дилогии.
Из-за этого «Они» в «Исчезновении Элеанор Ригби» и не получилось обыграть одни и те же события с разных точек зрения. Поэтому в фильме «Они» весь эксперимент сведен на нет. Сцены с Элеанор сменяются сценами с Коннором, совместные же сцены сняты со стороны наблюдателя либо же фигурируют как воспоминания одного из героев. Кадры с ней и с ним решены в разных цветах, но формально, а не концептуально: жизнь Коннора таким образом выглядит депрессивнее, что вовсе не кажется так по самой истории.
Фильм «Исчезновение Элеанор Ригби: Они» добр к аудитории. Ей не дают выйти из зоны комфорта, тогда как сам сюжет подсказывает, как можно естественно и убедительно усилить драму, даже не за счет повествования, но режиссуры. Фильм «безопасен», потому и степень вовлеченности зрителя падает с раскрытием интриги, ибо эмоционально «Исчезновение Элеанор Ригби: Они» не затягивает. Возможно, все эти проблемы решаются при просмотре двух частей. В любом случае, удалось главное: после ленты «Они» возникает желание увидеть «Элеанор Ригби: Он» и «Элеанор Ригби: Она».
Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
Длительность: 94 мин.
Рубрики: драма, криминал, триллер, фантастика
Год: 2007
Производство: Франция
Режиссёр: Жюльен Леклерк
Актёр: Мэнон Шевалье, Клод Перрон, Франсис Рено, Альбер Дюпонтель, Мари Гийяр, Патрик Бошо, Смади Вольфман, Сирил Лекомте, Марта Келлер, Mika Cotillon, Эстель Лефебур, Franck Goumah, Мелани Тьерри, Ален Фиглаж, Гай Леклюиз
Продюсер: Жан-Филипп Блайм, Франк Коро
Сценарий: Жюльен Леклерк, Франк Филиппон, Aude Py, Николас Пефелли
Оператор: Томас Хардмейер
Монтаж: Тьерри Хосс
Композитор: Франсуа Рой, Жан-Жак Херц
Художник: Фабьен Катани, Jean-Philippe Moreaux, Сандра Конти, Gianfranco Protopapa
Рейтинг Рейтинг IMDB 5.5 КиноПоиск: 6.26 Рейтинг сайта: 0