Чем мир кино обязан Сергею Эйзенштейну
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна (1898–1948), советского и русского кинорежиссера, одного из самых влиятельных кинематографистов за всю историю существования кино.
Вклад Эйзенштейна в развитие кино сложно переоценить. Он создатель революционных — как тематически, так и в смысле влияния на искусство — немых картин «Стачка», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», исторических эпопей «Александр Невский» и «Иван Грозный». Несмотря на пропагандистский пафос, эти работы ценны кинематографическим мастерством, которое используют в качестве учебного пособия и современные режиссеры.
Часть кинопроектов Эйзенштейна так и не была реализована, либо не была закончена, либо оказалась утерянной. Игровую картину «Да здравствует Мексика», снятую во время американской поездки Эйзенштейна, закончил его друг Григорий Александров лишь спустя 30 лет после смерти автора. Не сложилось сотрудничество режиссера со студией Paramount, для которой тот хотел экранизировать «Американскую трагедию» Драйзера — в Голливуде испугались политически радикального замысла и забраковали сценарий. Еще одним препятствием для творчества была советская цензура. Ленту о коллективизации «Бежин луг» раскритиковали за формализм — в результате Эйзенштейну не дали закончить фильм, и почти весь отснятый материал был позже утрачен при бомбежке во время войны. Из сохранившихся кадров во время «оттепели» сделали фотофильм.
Интересная история с последней работой Эйзенштейна, двухсерийным «Иваном Грозным». Идею снять фильм об известном своей жестокостью московском царе подал сам Сталин, представляя очередное кино, утверждающее культ личности и властного правителя. Генсек лично утверждал сценарий и кандидатуру Эйзенштейна в качестве постановщика. Первая серия заказчика удовлетворила, но вот вторая рассердила Сталина, который счел Грозного в фильме нерешительным, похожим на Гамлета, а не на величественную историческую фигуру. Именно во второй серии содержится знаменитая сцена пира опричников, которая сегодняшними исследователями считается метафорой для сталинского террора. Из-за замечаний Сталина работа над второй серией затянулась, и готовый фильм Эйзенштейн, умерший в 1948 году, уже не увидел. Черновая версия картины вышла в прокат в 1958 году. Еще спустя тридцать лет был опубликован фрагмент из недоснятой третьей части «Ивана Грозного».
Цитаты из фильмов Эйзенштейна можно обнаружить во множестве других картин. Так, знаменитую сцену с коляской на Потемкинской лестнице из «Броненосца „Потемкин“» перефразировал Брайан Де Пальма в «Неприкасаемых». Или, например, сцена с забиванием скота в «Стачке» процитирована в «Апокалипсисе сегодня» Копполы. Цветное вкрапление в «Списке Шиндлера» считается отсылкой к красному флагу в черно-белом «Броненосце».
Огромную часть наследия Эйзенштейна составляют теоретические разработки, в особенности теории монтажа, которые он сам применял на практике и которые изучаются во всех киношколах мира и используются в современном кино. Эйзенштейн выделял главным выразительным средством кино именно монтаж, а не сюжет или актеров. Сам режиссер предпочитал снимать аматоров или малоизвестных артистов, понятие главного героя в его ранних работах было размытым, развитием характеров постановщик интересовался мало. Тем не менее именно благодаря монтажным приемам фильмы Эйзенштейна до сих пор оказывают сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя — как и многие современные картины, критикуемые за «слабый сценарий».
Эйзенштейну принадлежит авторство такого метода, как «монтаж аттракционов», изначально предложенного для театра. Аттракционом считается любой элемент, рассчитанный на эмоциональное потрясение зрителя. Аттракционы могут быть выбраны произвольно, но должны быть смонтированы в расчете на конечный общий эффект. Эйзенштейн также выделил пять приемов монтажа: метрический, ритмический, тональный, обертональный и интеллектуальный — все они успешно ныне используются в кино. Как это выглядит, показано в видеоэссе ниже:
В честь Эйзенштейна сегодня, 22 января, Google выпустил специальное оформление своей стартовой страницы. Увидеть дудл в честь легендарного режиссера можно не во всем мире (например, в Польше сегодня День дедушки, и дудл размещен именно по этому поводу), а в Северной Америке, части Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, Индии, странах Юго-Восточной Азии, Украине, Беларуси, России, Швеции, Латвии, Болгарии, Греции, Хорватии, Германии, Австрии, Италии и Исландии. Любопытно, что французам о дате не напоминают — возможно, потому в их кинематографической традиции было много собственных кинотеоретиков, включая Абеля Ганса, чей вклад в развитие кино не меньший, чем у Эйзенштейна.
Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
Длительность: 94 мин.
Рубрики: драма, криминал, триллер, фантастика
Год: 2007
Производство: Франция
Режиссёр: Жюльен Леклерк
Актёр: Мэнон Шевалье, Клод Перрон, Франсис Рено, Альбер Дюпонтель, Мари Гийяр, Патрик Бошо, Смади Вольфман, Сирил Лекомте, Марта Келлер, Mika Cotillon, Эстель Лефебур, Franck Goumah, Мелани Тьерри, Ален Фиглаж, Гай Леклюиз
Продюсер: Жан-Филипп Блайм, Франк Коро
Сценарий: Жюльен Леклерк, Франк Филиппон, Aude Py, Николас Пефелли
Оператор: Томас Хардмейер
Монтаж: Тьерри Хосс
Композитор: Франсуа Рой, Жан-Жак Херц
Художник: Фабьен Катани, Jean-Philippe Moreaux, Сандра Конти, Gianfranco Protopapa
Рейтинг Рейтинг IMDB 5.5 КиноПоиск: 6.26 Рейтинг сайта: 0