«Немые ночи 2015»: в тени большого кинематографа
Шестой фестиваль немого кино и современной музыки «Немые ночи» оказался самым коротким и, в хорошем смысле, маргинальным за всю историю этого события. В минувший уикенд, в течение двух дней, в Одессе под открытым небом показали знаковые, но малоизвестные фильмы из стран, которые кинематографическими не считаются. Это входило в концепцию шестых «Немых ночей», как и общая тема показов — декоммунизация и судьба пропагандистского искусства как в Украине, ввиду нового закона, так и в мире. Как показала фестивальная программа, киноленты, в свое время считавшиеся пропагандистскими, могут предстать в совершенно новом универсальном художественном смысле годы спустя.
Сказанное касается в первую очередь украинского фильма 1929 года «Ветер с порогов». Снятая Арнольдом Кордюмом как идеологическая поддержка строительства Днепрогэса, эта картина является уникальным высказыванием о противостояниях поколений, человека/технологии и природы, традиционализма и новаторства. В «Ветре с порогов» рассказывается о конфликте семье Ковбаней. Отец Остап (его сыграл 73-летний «корифей» Николай Садовский) — лоцман с деда-прадеда, овладевший искусством обходить легендарные днепровские пороги. Он теряет свой авторитет в глазах сообщества и собственных детей, когда в село приезжают инженеры. Те нисколько не сомневаются в том, что покорят природу — взорвут пороги, построят станцию и неминуемо затопят живописные украинские села, что, как известно, в конце концов, произошло, похоронив под водой огромный пласт украинской культуры и истории казачества.
На первый взгляд, вывод в фильме однозначен: молодые технократы — строители коммунизма приходят на смену консервативным жителям периферии. Это приветствуется и декларируется в сталинском курсе на индустриализацию, это воспевается в культуре того времени. Нынешний же зритель не увидит в старом Ковбане выраженного антагониста: правых и неправых в фильме попросту нет. Есть столкновение идей. Что должен делать человек: подстраиваться под природу или переделывать ее под себя? В годы появления фильма ответ был один. Сегодня, когда у человечества есть опыт не одной техногенной катастрофы, популяризируется возвращение к доиндустриальным отношениям с природой. Точно так же в «Ветре с порогов» поднимаются универсальные и не теряющие актуальность проблемы кризиса патриархальной культуры, смены поколений, памяти и идентификации себя через определенную территорию, взаимодействия технологий на мир. «Ветер с порогов» в этом смысле близок одновременно и к «Леопарду» Висконти, и к раннему киберпанку, и ко многим фильмам, появившимся гораздо позже него.
Художественное воплощение «Ветра с порогов» заставляет лишь жалеть о том, что этот фильм оказался в тени довженковской «Земли». Обе картины появились почти в одно и то же время, они даже перекликаются друг с другом в отдельных сценах. Трактор у Довженко и громадные краны у берегов Днепра у Кордюма — те же самые образы, знаменующие конец старого мира и наступление индустриализации, а с ней вместе и дальнейшей урбанизации населения. Кулак, убивающий Василя, и лоцман, желающий вреда чужакам из города — те же самые образы. У Довженко было больше поэзии буколической, у Кордюма — индустриальной. Первого знают все, у второго даже не все киноработы можно отыскать. «Ветер с порогов», к несчастью, тоже был доступен лишь на отдельных показах от Центра Довженко и на «Немых ночах». Реставрированный в прошлом году, этот фильм очень нуждается в переиздании в каком-либо виде.
Не уступает по раритетности «Ветру с порогов» еще один фильм «Немых ночей-2015». Это драма «Социальный распад» 1932 года, обозначенная организаторами фестиваля как первый фильм греческого неореализма. Сделанный на стамбульской киностудии фактически как независимое производство (молодой режиссер Стелиос Татасопулос одолжил у отца деньги на съемки), этот фильм представляет хронику молодежи в переживающей кризис Греции. Толпы эмигрантов, пропасть между богатыми и бедными, отсутствие равных возможностей, угнетенный пролетариат — промарксистский уклон выпирает в каждом кадре. По меркам мирового кинематографа начала 30-х, «Социальный распад» — не самое сильное кино, скудное художественно, без «воздуха» между сценами, без психологизации и акцентированных конфликтов. Главный герой сначала студент, потом перспективный актер, потом опустившийся на самое дно пьяница, потом бескомпромиссный левый активист — действие 60-минутного фильма перебрасывает персонажа из одного статуса в другой, без возможности отрефлексировать. Тем не менее многое в «Социальном распаде» можно списать на возраст постановщика-дебютанта: всего 24 года было Стелиосу Татасопулосу, который сам же и сыграл здесь главную роль.
Политическую ангажированность невозможно игнорировать в еще одном показанном на «Немых ночах» фильме. Белорусский псевдоисторический эпос «В огне рожденная» 1929 года — кино о том, как «в огне гражданской войны родилась Советская Беларусь». Это безумно красивый фильм, хоть и несколько вторичный по отношению к творчеству более известных мастеров советского киноавангарда. В каждом кадре угадываются цитаты (сознательные или нет, неизвестно) то из Довженко, то из Вертова, то из Эйзенштейна и Пудовкина. Эдакое попурри из достижений советской школы монтажа и операторского искусства.
В истории белорусского национального кинематографа это фильм знаковый, и в его художественной ценности сомневаться не приходится. Идейная часть «В огне рожденной» близка к «Арсеналу», только режиссер Уладзимир Корш-Саблин оказался язвительнее Довженко по отношению к потугам национальных сил взять власть в стране. У белорусов после февральской революции была своя народная республика, свой Петлюра, своя Центральная Рада и даже свой Скоропадский. «В огне рожденная» — не лучший источник для изучения истории того времени, но, как и в случае в петлюровской темой в украинском кино, само упоминание белорусских национальных сил свидетельствует о том, что советская власть считала их угрозой, требующей разоблачения и высмеивания. Как любое пропагандистское произведение, «В огне рожденная» держится на доведении до крайности любого сюжетного конфликта и образа, и как отличный авангардный фильм, преуспевает в эмоциональном воздействии на зрителя.
Просоветский пафос картины умело сбила белорусская рок-группа Relikt, исполнявшая на «Немых ночах» новый саундтрек к фильму. Финал с обязательным триумфом красных прошел под гитарное исполнение траурного марша. Это вполне компенсировало издевательские сцены с бело-красно-белым флагом, который и нынче в опале — теперь уже у лукашенковской власти. «В огне рожденную» отреставрировали и переозвучили (вернее — переосмыслили) в рамках совместного белорусско-польского проекта «Тузін. Немаўля», благодаря которому удалось сбить пыль и с других малоизвестных немых фильмов.
В стороне от политики стоит чешский фильм «Эротикон». Как и другие ленты из программы «Немых ночей», он нуждается в пересмотре. Некогда картину Густава Махаты критиковали из-за излишней откровенности. Сегодня она смотрится невинно, несмотря на то, что здесь есть чуть ли не первая в кино сцена орального удовлетворения женщины. И правда, «Эротикон» — это феминоцентричное кино, мелодрама, близкая больше к декадентской киноэстетике, чем к экспрессионизму, в контексте которого ее часто упоминают. В наши дни сюжет «Эротикона» органично бы смотрелся в любом отечественном телемуви для женской аудитории. Это история соблазненной и настрадавшейся провинциальной девушки, которая в итоге отделывается наименьшими потерями из всех героев. К счастью, непреходящей ценностью картины остается то, как она снята и что значит для исследования чувственности в истории кино.
Снятый в 1929 году «Эротикон» упоминают не так часто, как появившийся четырьмя годами позже «Экстаз» того же режиссера — Густава Махаты. Второй фильм наделал шума из-за обнаженной купальщицы Хеди Ламарр и последующей цензуры из-за кодекса Хейса, согнавшего «Экстаз» в кинопрокатное подполье. Оба фильма объединены как темой женской сексуальности, так и похожим поэтическим стилем — опробованным в «Эротиконе» и развитом Махаты уже в «Экстазе». Что интересно, в свое время, чешского режиссера, уехавшего в Голливуд, преследовала репутация автора неприличных фильмов. Хотя такой деликатный и образно богатый подход к теме страсти увидеть в современном кино сложно.
Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
Длительность: 94 мин.
Рубрики: драма, криминал, триллер, фантастика
Год: 2007
Производство: Франция
Режиссёр: Жюльен Леклерк
Актёр: Мэнон Шевалье, Клод Перрон, Франсис Рено, Альбер Дюпонтель, Мари Гийяр, Патрик Бошо, Смади Вольфман, Сирил Лекомте, Марта Келлер, Mika Cotillon, Эстель Лефебур, Franck Goumah, Мелани Тьерри, Ален Фиглаж, Гай Леклюиз
Продюсер: Жан-Филипп Блайм, Франк Коро
Сценарий: Жюльен Леклерк, Франк Филиппон, Aude Py, Николас Пефелли
Оператор: Томас Хардмейер
Монтаж: Тьерри Хосс
Композитор: Франсуа Рой, Жан-Жак Херц
Художник: Фабьен Катани, Jean-Philippe Moreaux, Сандра Конти, Gianfranco Protopapa
Рейтинг Рейтинг IMDB 5.5 КиноПоиск: 6.26 Рейтинг сайта: 0