Рецензия: «Святой Лоран» - свобода самоуничтожения
В своей предсмертной записке Курт Кобейн оставил следующее назидание: «Лучше сгореть, чем угаснуть». В метабайопике Бертрана Бонелло пребывающий на пике славы Ив Сен-Лоран и горит, и угасает одновременно. Вторая за год художественная картина о знаменитом кутюрье живописует депрессию и мятежность желаний главного героя, но в то же время обладает всем тем, на что клюнет зритель, ожидающий кино о моде и стиле.
То, что «Святой Лоран» не будет очередной экранной success story или надрывной драмой в духе «Жизни в розовом цвете», было понятно по двум причинам. Во-первых, Пьер Берже, любовник и бизнес-партнер Сен-Лорана, всячески препятствовал появлению картины. Во-вторых, «Святого Лорана» снимал Бертран Бонелло, любимец синефилов. И получилась у него не кинобиография Сен-Лорана, а типичная картина Бонелло с вариациями на тему известной персоны. В том смысле, что на месте Сен-Лорана мог оказаться любой другой знаменитый персонаж, в чьей жизни был богемный период и склонность к либертинажу.
Кажется, что Бонелло каждый раз снимает один и тот же фильм, либо же об одном и том же. Потому 70-е в его варианте отдают духом декадентства, а Сен-Лоран изнемогает под опекой-заточением Берже, как это было с бедными шлюхами в предыдущей картине Бонелло «Дом терпимости». Из той же киноработы в «Святого Лорана» перекочевал, как эффектная виньетка, полиэкран. О художнике в депрессии Бонелло уже снимал «Порнографа» (где главного героя, по случайности, также зовут Лоран) и «На войне»; гомосексуалисты во французском саду-лабиринте отсылают к ленте «Тирезия»; и, как во всех работах режиссера, в «Святом Лоране» часто и между делом говорят о кино и политике, что не совсем очевидно для подобной темы.
Ирония в том, как прокатчики в Украине и России локализировали название картины, в оригинале просто «Saint Laurent». Если соседи прибавили до комичного пошлый заголовок «Стиль — это я», то отечественный дистрибутор поступил хитрее. «Святой Лоран. Страсти великого кутюрье» отсылает к отзывам критиков, усмотревших в фильме сходство с агиографиями, что несколько притянуто за уши.
В любом случае, часть аудитории заинтересуется картиной ради фигуры самого Сен-Лорана и ожидаемого в кадре «стиля». И с последним не прогадает, потому как в фильме очень детально воссозданы модные в то время интерьеры; показ знаменитой коллекции, вдохновленной русским театром и балетом, заменяет кульминацию картины; а многочисленные костюмы от Сен-Лорана, как и привлекательные модели, мелькают в кадре. Бонелло дальше уходит в маньеризм, пуская и без того непрочный сюжет на самотек. Кто хочет увидеть в фильме Сен-Лорана как бренд, его и получит. Только вот режиссер как раз и говорит о расслоении личности кутюрье на человека реального и торговую марку, которую так старательно продает Пьер Берже.
Предыдущий байопик о Сен-Лоране можно ругать за слащавость, неискренность и однозначность (сам Берже одобрил эту киноверсию, как единственно правдивую в отображении их с Сен-Лораном отношений). Но фильм Бонелло так же догматичен касательно биографии кутюрье, не оставляя места для самостоятельных интерпретаций. Только вот в «Святом Лоране» рассказывается противоположная версия того, кто кого любил и прочее.
За привлекательность для массового зрителя, кроме антуража, в фильме отвечает также звездный актерский состав. Если в «Иве Сен-Лоране» Джалиля Леспера главным герой был испуганным ягненком с лицом Пьера Нини, то в «Святом Лоране» перед нами порочный Гаспар Ульель. Его любовника Жака играет такой же порочный Луи Гаррель. Вся роль Леа Сейду сводится к танцам и праздному валянию на подушках, то же самое со знаменитой моделью Эмилин Валаде, сыгравшей музу кутюрье. Еще одно узнаваемое лицо — Валерия Бруни-Тедески — кажется, присутствует в фильме просто для количества. А ярче всего на экране преображается не главный актер, но Жереми Ренье, которого практически невозможно узнать в роли до раздражения прагматичного Пьера Берже.
Многочисленные культурные отсылки в фильме не позволяют забыть о том, что в то время, когда Сен-Лоран создавал платья haute couture, в Европе цвел политический активизм, во Вьетнаме шла война, а Фракция красной армии боролась за левое дело путем террора. Но все эти напоминания о реальной жизни не будят Сен-Лорана из состояния наркотического, творческого и любовного опьянения. Потому самой точной культурной отсылкой является исполнение Клаусом Номи арии из Перселла, пускай даже декадентский шансонье Номи появился на сцене несколькими годами позже описываемых в «Святом Лоране» событий. Анахронизмы для Бонелло — норма, как и аморфный в целом сюжет картины.
Режиссер безжалостно затягивает фильм, вводя зрителя в транс сценами вечеринок, танцев, богемных посиделок и оргий, суть которых в картине одно и то же. Парадоксален вывод: Сен-Лоран почему-то счастлив именно в беспамятстве и пагубных наслаждениях, тогда как чаще всего истории об элегантном самоуничтожении непременно сопровождаются моралью. И даже пожилой Сен-Лоран (в исполнении легендарного Хельмута Бергера!) не рефлексирует на тему прошлых ошибок, а ностальгирует по ушедшим временам.
В какой-то момент Бонелло вступает в конфликт с реальным персонажем, о котором снимает. Его герой, по всей логике, должен умереть. Но история твердит другое, потому Сен-Лоран остается живее всех живых, вызывая изумление у репортера, которого, кстати, сыграл сам Бертран Бонелло. И только тогда режиссер оканчивает свою немного утомительную, но изысканную игру в байопик о великом Иве Сен-Лоране.
Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
Длительность: 94 мин.
Рубрики: драма, криминал, триллер, фантастика
Год: 2007
Производство: Франция
Режиссёр: Жюльен Леклерк
Актёр: Мэнон Шевалье, Клод Перрон, Франсис Рено, Альбер Дюпонтель, Мари Гийяр, Патрик Бошо, Смади Вольфман, Сирил Лекомте, Марта Келлер, Mika Cotillon, Эстель Лефебур, Franck Goumah, Мелани Тьерри, Ален Фиглаж, Гай Леклюиз
Продюсер: Жан-Филипп Блайм, Франк Коро
Сценарий: Жюльен Леклерк, Франк Филиппон, Aude Py, Николас Пефелли
Оператор: Томас Хардмейер
Монтаж: Тьерри Хосс
Композитор: Франсуа Рой, Жан-Жак Херц
Художник: Фабьен Катани, Jean-Philippe Moreaux, Сандра Конти, Gianfranco Protopapa
Рейтинг Рейтинг IMDB 5.5 КиноПоиск: 6.26 Рейтинг сайта: 0