Рецензия: «Два дня, одна ночь» - солидарность по-европейски
Сегодня двойной праздник для ценителей арт-кино: премьера новой работы братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» и одновременно открытие в Киеве их ретроспективы. В последнюю вошли, кроме упомянутой премьеры, еще четыре картины: «Дитя», «Розетта», «Мальчик с велосипедом» и «Сын». Бельгийцы Люк и Жан-Пьер Дарденн — известные гуманисты от мира кино, рассказывающие простые, на первый взгляд истории, неизменно привлекающие внимание кинофестивалей. О последней такой — ленте «Два дня, одна ночь» — рассказывает кинокритик Антон Филатов.
Полнометражные игровые фильмы братьев Дарденн за последние 15 лет в обязательном порядке попадали в основной конкурс Каннского кинофестиваля. За это время они дважды удостаивались «Золотой пальмовой ветви», а также целого ряда других авторитетных наград. Так что когда в этом году их новая работа «Два дня, одна ночь» также оказалась в конкурсе наиболее пафосного кинофорума мира — многие были уверены, что картина не останется без наград. В результате, правда, фильм уехал с Набережной Круазетт ни с чем. Однако это нисколько не умаляет качество ленты.
Сюжет фильма — это, по сути, рассказ о том, как действует «суд присяжных» в повседневных обстоятельствах. На маленькой бельгийской фабрике работникам ставят условие: или они сохраняют рабочее место своей сотруднице, или получают премию в тысячу евро. До голосования остаётся два дня. За это время главная героиня, чью судьбу и решит это голосование, обходит своих сотрудников с просьбой не голосовать против неё.
Главную роль в картине исполнила Марион Котийяр, под которую изначально и писался сценарий. В ее карьере эта нестандартная работа. Укрепившись в последние годы в Голливуде, Марион вжилась в пафосное амплуа роковой красотки. В «Двух днях, одной ночи» Котийяр появляется без грима, поменяв привычную для себя уверенность в жизненных победах на уныние и разочарование, а гордость — на упадочность. Она играет европейского обывателя, для которого потерять работу, когда в стране кризис, — равносильно трагедии.
Решение пригласить на главную роль столь знаменитую актрису было принято, наверняка, не без натиска продюсеров. Ведь до этого практически во всех своих работах Дарденны отдавали предпочтение малоизвестным актёрам.
Предельно реалистичная съёмка фильма не даёт ни малейшего повода засомневаться в правдоподобности того, что происходит на экране. Во время просмотра даже возникает ощущение, что фильм снят на основе реальных событий. Однако, как сознаются режиссеры, эта история от начала и до конца выдумана.
После выхода фильма в прокат на его родине, в Бельгии, один из телеканалов даже провёл расследование, случались ли подобные истории в их стране. Тогда удалось найти три подобных примера. Радует, что в двух случаях из этих трёх работники предприятий все же отказались от премий, чтобы сохранить рабочее место своему коллеге.
Украинскому зрителю смотреть «Два дня, одна ночь» несколько непривычно. Уровень жизни семьи, которая не дотягивает до категории «средний класс» в Европе, — в переводе на наши реалии оказывается уровнем «выше среднего». Ведь, оказавшись в безденежье, главные герои фильма позволяют себе купить пиццу вместо того, чтобы приготовить обед самостоятельно, не экономят на мороженом и сладких напитках. Так что отечественному зрителю придётся слегка адаптироваться к образу жизни Западной Европы, чтобы точнее понять состояние героев.
Одна из причин, по которым «Два дня, одна ночь» осталась без наград в Каннах, заключается в том, что этот фильм мало чем отличается от других работ Дарденнов. Критики брезгливо вздыхали, мол, здесь они показывают всё те же проблемы рядовых европейцев, всё ту же пронзительную правду жизни, сведя ее ко всё тому же притчевому морализаторству. Однако человек так устроен, что нравственные уроки выносит для себя лишь после многократного повторения. Поэтому и «Два дня, одна ночь», и другие работы Дарденнов будут актуальны, сколько будет существовать человек.
Они не учли необыкновенную живучесть тараканов, которых в своё время отправили на Марс вместе с примитивными растениями.
И теперь Красной планетой властвуют человекоподобные и очень хитрые насекомые, питающие к человечеству инстинктивную ненависть.
И вот, чтобы разобраться с ними, туда отправляют группу генетически модифицированных людей...
Длительность: 94 мин.
Рубрики: драма, криминал, триллер, фантастика
Год: 2007
Производство: Франция
Режиссёр: Жюльен Леклерк
Актёр: Мэнон Шевалье, Клод Перрон, Франсис Рено, Альбер Дюпонтель, Мари Гийяр, Патрик Бошо, Смади Вольфман, Сирил Лекомте, Марта Келлер, Mika Cotillon, Эстель Лефебур, Franck Goumah, Мелани Тьерри, Ален Фиглаж, Гай Леклюиз
Продюсер: Жан-Филипп Блайм, Франк Коро
Сценарий: Жюльен Леклерк, Франк Филиппон, Aude Py, Николас Пефелли
Оператор: Томас Хардмейер
Монтаж: Тьерри Хосс
Композитор: Франсуа Рой, Жан-Жак Херц
Художник: Фабьен Катани, Jean-Philippe Moreaux, Сандра Конти, Gianfranco Protopapa
Рейтинг Рейтинг IMDB 5.5 КиноПоиск: 6.26 Рейтинг сайта: 0